О технике меццо-тинто

О технике меццо-тинто

Меццо-тинто, черная манера (Mezzotint, Schabkunst, Maniere noire) – техника гравирования на меди, при которой изображение создается с помощью пятен различной тоновой насыщенности, от глубоко черного до жемчужно-серебристого, почти белого.
Для гравирования способом меццо-тинто поверхность медной доски делается шероховатой с помощью специального инструмента - гранильника, или качалки. Этот процесс «зазернения» в традиционной меццо-тинто очень трудоемкий и выполняется вручную. Пластина должна быть пройдена гранильником в 24 – 50 направлениях для создания качественного зерна, что требует многодневной, напряженной работы. При печатании с такой пластины получается равномерный бархатистый черный тон. Затем на доску особым способом переводится рисунок. На подготовленной таким образом доске начинают работать остро отточенной гладилкой или шабером от черного к белому тону, постепенно сглаживая или выскребая шероховатую поверхность. Самые светлые места полируют. Итак, художник работает здесь не штрихом (как в офорте или резцовой гравюре), а тоновыми пятнами. Снятые с досок оттиски отличает особый мягкий и глубокий бархатистый тон. С пластин меццо-тинто можно получить не более 40 - 60 хороших оттисков, так как во время печатания шероховатая поверхность в темных местах постепенно стирается.
Техника меццо-тинто была изобретена около 1642 года работавшим в Амстердаме уроженцем Германии Людвигом Ван Зингеном. Художник - любитель принц Рупрехт Пфальцский перенес новую технику в Англию. С середины XVIII века черная манера получила здесь блестящее развитие, став как бы специфически английским видом гравюры. В России эта техника появляется в начале XVIII века. В течение этого столетия русские и приезжие иностранные мастера создают в технике черной манеры свои работы. В XIX веке использование меццо-тинто постепенно прекращается. В настоящее время лишь немногие художники-графики пытаются возродить эту технику.